Постучим
по деревяшке...
Эра «woody» в американском автомобилестроении закончилась так
же быстро, как и началась, Фанера и деревянный шпон, пропитанные и покрытые
лаком, легко сдают свои позиции под натиском и солнца, Именно поэтому сегодня
так мало осталось настоящих, чудом сохранившихся «woody». А секрет того, как этим
уже не молодым красавицам удается сохранить свою форму, передается из уст в
уста участниками немногочисленных специализированных клубов...
Ошметки ноябрьского мокрого снега разбивались о лобовое стекло. Часа 4
дня. Накатывались сумерки. Вместе с ними накатывалась легкая депрессия. Сумерки
души. Настроение - просто дрянь. За рулем сидел друг - я попросил его повести
машину. И уже минут сорок мы прыгали от одной пробки к другой, не говоря друг
другу ни слова. Мы ехали из больницы, где врачи боролись за жизнь очень
близкого мне человека. Они юлили, ни на один вопрос не отвечали прямо, и состояние
неопределенности мучило до тошноты. Или это уже четвертая подряд сигарета
давала о себе знать? И вдруг через стеклянную оболочку, о которую разбивались
нервные гудки, мат таксистов и свистки гаишников, до моего сознания добралась
фраза: «Все будет хорошо». Не знаю, чем руководствовался мой друг, то ли интуицией,
то ли знаниями, полученными в «Первом Меде» в периодах, когда учеба не так
сильно мешала пиву и музыке, то ли просто желанием разрядить обстановку, но я
почему-то ему поверил. И потянулся к рычагу коробки передач - постучать по
дереву. Когда-то я обзавелся деревянным набалдашником и долго с ним не расставался.
Меняя машины, я правдами и неправдами приделывал его все к новым и новым
коробкам - а вот с этой вышла незадача. Привычка, сплетенная с суеверием,
разбилась о новые технологии. В моей машине стоял автомат с кнопкой в торце
рычага, и заменить штатный набалдашник было просто невозможно. А больше ничего
деревянного в машине не оказалось. Пластик, синтетическая обивка, немного кожи
и алюминия, а вот
дерева,
живого дерева, а не пластика под деревянный шпон - увы... Тогда все закончилось
хорошо, мой друг не сглазил. И все же с тех пор я стараюсь возить в машине
какую-нибудь деревяшку-так, постучать на всякий случай. А ведь были времена, и
не так давно, когда у людей с этим проблем не было. Должно быть, это были очень
счастливые люди...
Дерево
использовалось в автомобильном производстве всегда - и в конце 19 века, когда
из сараев выкатывались самопальные экипажи, отличавшиеся от пролеток только
наличием причудливых рычагов да чахлого двигателя, и сейчас, когда жесткие
экологические требования вынуждают автопроизводителей использовать по максимуму
те материалы, которые поддаются стопроцентной переработке. Конечно, в
современном массовом автомобиле сложно найти детали, сделанные из чистого дерева,
- ну за исключением отделки на очень дорогих представительских авто - но
продукты переработки древесины активно используются для производства панелей в
салоне, отделочных материалов, бамперов...
Впрочем,
до недавних пор встречались и более откровенные примеры: скажем, мелкосерийные
английские Morgan ручной работы закладывались, как и в начале 30-х, на
раме из ясеня. Или более живой пример - до сих пор еще встречаются «Жигули» с
деревянной задней полкой. Однако это - не боле чем рецидивы, ведь некогда, лет
70 назад, когда несущие кузова воспринимались, как экзотика, деревянные каркасы
кузова, обитые металлическими панелями, были в порядке вещей. Даже не смотря
на то, что рама была уже металлической. Впрочем, внешне это было совершенно
незаметно - ну вспомните хотя бы Mercedes 230 Е, на котором совершал
свои подвиги штандартенфюрер Исаев, он же полковник Штирлиц. А между тем,
именно тогда начиналась совершенно особая эпоха в автомобилестроении, эпоха
деревянного зодчества, эпоха «woody».
Эта
эпоха началась так же быстро, как и закончилась, но оставила после себя такую
память, вызвала стольких подражателей, что, кажется, она длилась десятилетия.
А видимо, все дело в том, что вызвана была она отнюдь не модой, да и в памяти
человеческой наложи-лась она на такие события, что вычеркнуть их просто невозможно.
В феврале 1942 года американские власти
принимают
решение о прекращении производства на автомобильных заводах легковых
автомобилей - лозунг «Все для Фронта, все для Победы» пусть и не был в США
столь актуален, как у нас, но именно ему была подчинена вся промышленность.
Между прочим, власти обещали автомобильным компаниям компенсировать все
убытки
после разгрома Германии и Японии, а сами автопроизводители в свою очередь
рьяно взялись за выпуск грузовиков и вездеходов, противотанковых орудий и амфибий,
авиационных двигателей и даже самолетов - самый известный тому пример: 8675
(!) бомбардировщиков В-24 Libertador, построенных на фордовских
заводах. Что же до легковых автомобилей, то их все же собирали, но опять же,
для нужд военных, и объемы этого производства были очень скромны: 193 машины -
в
42-м,
610 - в 43-м, 1200 - в 44-м - в 7 с лишним раз меньше, чем бомбардировщиков
только одной модели! Но самыми примечательными были последние легковушки,
выпускавшиеся еще для свободной продажи. На некоторые из них, представителей
42-го модельного года, уже бросила свою тень Война. Металл стал стратегиче-
ским
материалом. Там, где это было возможно, его заменяли тем самым деревом, о
присутствии которого в конструкции автомобиля еще год назад говорить было
неуместно. Деревянные дверцы, облицовочные панели, рамки стекол. Правда, и
здесь тоже поработали дизайнеры, так что эти машины отнюдь не напоминали деревянные
будки на колесах. Напротив, не было бы счастья, да несчастье помогло - родился
совершено новый, самобытный стиль, новое слово в автомобильной эстетике. К
было
в них что-то беззаботное, теплое, веющее очагом, домом, к которому так спешили
те, кто вышел живым из страшной войны. Появление «woody» совпало и с так называемым
бэйби-бумом - всплеском рождаемости. Это были звенья одной цепи. Кстати, не
случайно на недавнем Женевском международном автосалоне, на специализированной
выставке автомобилей в стиле «woody», в качестве аксессуаров
фигурировали деревянные шезлонги и старые серфинги. Это был новый стиль новой
мирной жизни. К слову сказать, далеко не все модели одевались в дерево - это
была своего рода опция, за которую приходилось доплачивать, и немало. Так,
например, Chevrolet Station Wagon 1948
года (что характерно, 8-ми местный - вспомним о бэйби-бу-ме) был самой дорогой
моделью Chevrolet того времени: за машину
просили 2013 долларов. Впрочем, годом раньше увидел свет еще более
сногсшибательный аппарат - Ford Sportsman Convertible.
«Деревянный» вариант был спроектирован фактически заново по распоряжению самого
Генри Форда Второго, причем во главу угла был поставлен именно стиль. На
стальную
раму
навешивались панели из нескольких сортов дерева, в том числе - красного. За
эту экзотику к цене обычного стального кабриолета приходилось доплачивать
целых 500 долларов! Кстати, это еще одно косвенное доказательство того, что «woody» изначально
создавались отнюдь не как авто для поиздержавшихся за войну обывателей.
Собственно, об этом говорит и тираж: в 47-м году было сделано 2250 таких машин,
что, в общем-то, не густо, а в 48-м - и вовсе 28 штук. Пожалуй, больше всего
соответствовал прозвищу «woody» Chrysler Town & Country.
Этот действительно был наполовину деревянным - даже рама была сделана из ясеня,
а дверцы - из фанеры. Пять различных типов кузовов в стиле «woody» было
разработано для этого шасси, два двигателя о 6-ти или о 8-ми цилиндрах предусмотрено,
но увидели свет, и то в считанных экземплярах, лишь кабриолет и седан. Стоило
это произведение плотницкого искусства с закрытым четырехдверным кузовом, как
и конкурирующие образцы, весьма прилично - целых 271 3 долларов. Для сравнения
заметим, что менее экстравагантный в смысле использованных
слову
сказать, эти машины не были лишены и некоторых излишеств, и не только внешних.
Например, «деревянный» Ford Super De Luxe Station Wagon образца
42 года, в самой богатой комплектации мог похвастаться V-образной
«восьмеркой» под капотом, электрическими часами, подлокотниками на передних
дверях и приборной панелью, отделанной натуральным шпоном секвойи. Впрочем,
не много их, увидело свет, этих детей последнего, «довоенного» поколения
американского автопрома. Однако, «деревянная» идея не умерла, она лишь
«затаилась на время».
1
июля 1 945 года запрет на коммерческое производство легковых автомобилей был
снят. И тут автопромышленники попали в интересное положение. С одной стороны,
американцы, не столь пострадавшие от войны, как Европа, сохранили
кредитоспособность и готовы были покупать полноценные автомобили, а с другой,
ничего нового компании предложить не могли - конвейеры начали выбрасывать на
рынок довоенные модели с наспех сделанными стилистическими изменениями. Так
было и в 46-м, и в 47-м. К тому же, профсоюзы работ-
ников
автомобильной отрасли периодически напоминали о себе продолжительными
забастовками. В общем, не расслабишься. Не самое лучшее время для творческих
поисков. Конечно, компании думали о будущем и подбирали новые кадры, так,
например, Генри Форд Второй, принявший бразды правления в корпорации от своего
легендарного деда в сентябре 45-го, начал окружать себя молодыми и
перспективными соратниками, чего стоит только Чарльз Тронтон, в 32 года ставший
самым молодым полковником американской армии. Имя этого человека и история
корпорации «Форд» стали в итоге неразделимы. Не в последнюю очередь благодаря
Тронтону уже в 49-м корпорация «Форд» продала свыше миллиона автомобилей. Но
49-й, с его всплеском продаж и по-настоящему новыми моделями, был еще далеко.
А в 47-48-м наблюдался явный застой. И вот тут вспомнили о «деревяшках» начала
войны. О «woody». И дело, конечно, было уже не в дефиците металла
- деревянные панели не только до неузнаваемости меняли уже приевшийся облик
знакомых моделей, но и очень удачно соответствовали духу того времени -
материалов,
но куда более престижный в смысле марки и класса Packard можно было приобрести за
1745 «зеленых». Так что не удивительно, что эра «woody» закончилась так же
быстро, как и началась. Послевоенная романтика снова уступила место
прагматизму мир-
ной
жизни - нужно было смотреть в будущее, опираясь на более привычные, крепкие и
доступные ценности. Машины «woody» в эту концепцию никак не
вписывались - помимо своей дороговизны и экстравагантности, их лоск был весьма
недолговечен: фанера и деревянный шпон, даже пропитанные и покрытые лаком,
легко сдают свои позиции под натиском дождя и солнца. Именно поэтому сегодня
так мало осталось настоящих, чудом сохранившихся «woody». А секрет того, как этим
уже не молодым красавицам удается сохранить свою
форму,
передается из уст в уста участниками немногочисленных специализированных
клубов...
Сегодня
не надо быть большим знатоком стилей и направлений в автомобильном дизайне -
достаточно просто полистать пару-тройку журналов, чтобы с уверенно-
стью
сказать - стиль 60-ти - 50-ти летней давности снова в фаворе. Длинные узкие
капоты с надувшимися щеками-крыльями, тонкие черные стрелки на белых круглых
циферблатах приборов, покатые крыши, узкие окошки - все это снова можно увидеть
и на концептуальных автомобилях и даже на некоторых серийных образцах. Но вот
намека на возрождение стиля «woody» как не было, так и нет.
Может, для этого снова нужны какие-то специфические исторические условия? Ну,
уж нет, только не это. Постучим по деревяшке...
Интересно,
что стиль «woody», бывший в Америке олицетворением некоторой
бесшабашности и транжирства, в послевоенной Европе оказался тоже востребован.
Только в Старом Свете речь шла не о стиле и модном тогда подражании американцам,
а о вынужденной мере, ибо вот здесь-то как раз были большие проблемы со всем, в
том числе и с металлом, а возрождать мирную жизнь без колес было уже
проблематично. Пожалуй, наиболее яркими примерами могут служить итальянский Fiat Giardinie.ru 1949 года - махонький
фургончик на базе модели 500 Topolino, «мышонка», двухместной
машинки с 500-т кубовым двухцилиндровым двигателем, и советский «Москвич»
400/420, фургон с деревянным кузовом - на нем возили почту и мелкие грузы.
Кстати, по крайней мере один такой «Москвич» уцелел - в прошлом году его могли
лицезреть посетители выставки автомобильной экзотики на тушинском аэродроме в
Москве.
Впрочем,
отголосок «woody», именно как несколько эпатажного дизайнерского
решения, тоже докатился до Европы, но уже тогда, когда в самих Штатах
«деревяшки» окончательно вышли из моды и уже начинали гнить на задних дворах, а
то и а свалках. Например, итальянская Lancia Aurelia 1952
года щеголяла фанерной облицовкой верхней половины дверок и имитацией
деревянных рамок боковых стекол. Тогда Lancia еще считалась такой же
престижной маркой, как Jaguar, например, и ее хозяин мог
позволить себе некоторые излишества.
В
середине 50-х о «woody» окончательно забыли. Впрочем, окончательно - не
совсем верное слово. О деревяшках вспомнили во второй половине 70-х: и аж по
середину 90-х в США некоторые модели легковых авто и внедорожников выпускались
с характерной облицовочкой боковин. Только это уже был пластик (чаще всего,
обычная пленка) - чистой воды имитация.
Андрей
ЛЕОНТЬЕВ