«Пегасо» испанский автомобиль-мечта эпохи Франко
|
|
Автомобили «Пегасо» являются
исключительным явлением по многим причинам. Эти великолепные образцы
автомобильного дизайна были созданы в Испании - стране, которую никогда не
причисляли к «автомобильным державам», в послевоенные годы режима Франко,
когда экономика страны была истощена войнами, а социальный климат едва ли
благоприятствовал созданию эксклюзивных автомобилей.
|
|
Сразу
после окончания войны, в Барселоне, на бывших производственных мощностях
легендарной автомобильной компании «Испано-Сюиза» была создана компания ENASA (Empresa Nacional de Autocamiones, S.A., в последствие известная как «Пегасо»), которая
занялась такими насущными для хозяйства Испании делами, как производство
грузовых машин и автобусов. Однако Вилфредо Рикарт, работавший до войны на
прославленной итальянской фирме «Альфа-Ромео», который стал главным инженером
и исполнительным директором компании, имел собственные представления о том, в
чем нуждается послевоенная Испания. По его мнению, достижения технического
прогресса двадцатого века обходили Пиренейский полуостров стороной, и стране
требовалось новое поколение инженеров и специалистов, которые моли бы вывести
ее промышленность на мировой уровень. Конструируя Пегасо Z-102 и Z-103,
Рикарт считал, что эти «крылатые кони» вынесут Испанию на дорогу прогресса и
подъема. |
|
|
|
Замысел Рикарта имел и
другую сторону. Его предприятие пользовалось государственной поддержкой, а
Испания, страдавшая от международных санкций в политической и экономической
областях, стремилась преодолеть сложившийся стереотип отсталой окраины
Европы. Эксклюзивные автомобили «Пегасо» предназначались для продажи
представителям мировой элиты. Эти покупатели помогли бы привлечь внимание к
Испании, чему также способствовало бы участие автомобилей и Рикарта в
автомобильных состязаниях. Впечатление, которое произвел на автомобильный мир дебют «Пегасо» на
Парижском автосалоне 1951 года, было смесью восхищения от технического
совершенства и дизайна машин и недоумения по поводу явного отсутствия в
проекте продуманного коммерческого расчета. К сожалению, экстравагантный проект Рикарта оказался не сочетаем с
реалиями франкистского режима. Начиная с 1951 года было произведено всего 124
машины, каждая из которых собиралась практически вручную. Спортивные успехи
машин Рикарта не вышли за национальные рамки. В 1958 году Рикарт ушел в
отставку, недостроенные автомобили были сданы в металлолом, а техническая
документация оказалась утеряной. «Пегасо» стали удивительным примером элегантности и технического
совершенства, достигнутыми вопреки экономическим и политическим реалиям, и
превратились в редчайшие коллекционные экземпляры. Александр Владимиров Иллюстрации любезно
предоставлены Центром современной культуры Барселоны (Centre de Cultura Contemporania de Barcelona).
|
|
|
Иллюстрации на
этой странице ( сверху вниз): PEGASO Z-102 Spider Le Mans
1953 PEGASO Z-102 Spider Rebassada
1953 PEGASO Z-102 Cabriolet
Saoutchik I 1953 PEGASO Z-102 Berlineta
Enasa 1952 PEGASO Z-102 Berlineta
Touring Panoramica
1953 PEGASO
Z-102 Berlineta Touring 1954 PEGASO
Z-102 Berlineta Thrill 1953 Фотографии Marselo Isarrualde/CCCB Барселона Журнал Авеню |