«Пегасо»          испанский

автомобиль-мечта

эпохи Франко

 

Автомобили «Пегасо» являются исключительным явлением по многим причинам. Эти великолепные образцы автомобильного дизайна были созданы в Испании - стране, которую никогда не причисляли к «автомобильным державам», в послевоенные годы режима Франко, когда экономика страны была истощена войнами, а социальный климат едва ли благоприятствовал созданию эксклюзивных автомобилей.

 

Сразу после окончания войны, в Барселоне, на бывших производственных мощностях легендарной автомобильной компании «Испано-Сюиза» была создана компания ENASA (Empresa Nacional de Autocamiones, S.A., в последствие известная как «Пегасо»), которая занялась такими насущными для хозяйства Испа­нии делами, как производство грузовых машин и автобусов. Однако Вилфредо Рикарт, работавший до войны на прославленной итальянской фирме «Альфа-Ромео», который стал главным инжене­ром и исполнительным директором компании, имел собственные представления о том, в чем нуждается послевоенная Испания. По его мнению, достижения технического прогресса двадцатого века обходили Пи­ренейский полуостров стороной, и стране требовалось новое поколение инженеров и специалистов, которые моли бы вывести ее промышленность на мировой уровень. Кон­струируя Пегасо Z-102 и Z-103, Рикарт считал, что эти «крылатые кони» вынесут Испанию на дорогу прогресса и подъема.

 

Замысел Рикарта имел и другую сторону. Его предприятие пользовалось государственной поддержкой, а Испания, страдавшая от международных санкций в политической и экономической областях, стремилась преодолеть сложив­шийся стереотип отсталой окраины Европы. Эксклюзивные автомобили «Пегасо» предназначались для продажи представителям мировой элиты. Эти покупатели помогли бы привлечь внимание к Испании, чему также способствовало бы участие автомобилей и Рикарта в автомобильных состязаниях.

Впечатление, которое произвел на автомобильный мир дебют «Пегасо» на Парижском автосалоне 1951 года, было смесью восхищения от технического совершенства и дизайна машин и недоумения по поводу явного отсутствия в проекте продуманного коммерческого расчета.

К сожалению, экстравагантный проект Рикарта оказался не сочетаем с реалиями франкистского режима. Начиная с 1951 года было произведено всего 124 машины, каждая из которых собиралась практически вручную. Спортивные успехи машин Рикарта не вышли за национальные рамки. В 1958 году Рикарт ушел в отставку, недостроенные автомобили были сданы в металлолом, а техническая документация оказалась утеряной.

«Пегасо» стали удивительным примером элегантности и технического совершенства, достигнутыми вопреки эконо­мическим и политическим реалиям, и превратились в редчайшие коллекционные экземпляры.

Александр Владимиров

Иллюстрации любезно предоставлены Центром современной культуры Барселоны (Centre de Cultura Contemporania de Barcelona).

 

Иллюстрации на этой странице ( сверху вниз):

 

PEGASO Z-102 Spider Le Mans 1953

PEGASO Z-102 Spider Rebassada 1953

PEGASO Z-102 Cabriolet Saoutchik I 1953

PEGASO Z-102 Berlineta Enasa 1952

PEGASO Z-102 Berlineta Touring Panoramica 1953

PEGASO Z-102 Berlineta Touring 1954

PEGASO Z-102 Berlineta Thrill 1953

Фотографии Marselo Isarrualde/CCCB Барселона

Журнал Авеню

 

Хостинг от uCoz