Электронная система зажигания горючей смеси в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания уже завоевала прочное признание у автомобилистов. Сейчас известно немало разновидностей устройств этого типа, но практически все они могут быть причислены к одному из двух видов — тиристорному, характерному тем, что энергия искры накапливается в конденсаторе, или транзисторному, с накоплением энергии в катушке с большой индуктивностью. И те, и другие Позволяют существенно увеличить долговечность контактов прерывателя и по многим параметрам превосходят классическую батарейную систему, причем это превосходство становится особенно заметным после эксплуатации автомобиля в течение двух-трех лет.
Сравнивая между собой устройства обоих видов, можно
отметить следующие их характерные преимущества и недостатки. Транзисторные
конструктивно проще, дешевле, и главное, способны формировать запальные искры
большой длительности (до нескольких миллисекунд). Это облегчает пуск двигателя,
благоприятно сказывается на , его работе как при неполной нагрузке, так и на
обедненной рабочей смеси и способствует снижению содержания токсичных
продуктов в отработавших газах.
Однако из-за сравнительно
небольшой скорости нарастания высоковольтного напряжения на запальной свече
эффективность работы транзисторных систем существенно падает при возникновении
путей утечки тока высоковольтной цепи (из-за нагара на изоляторе свечей,
загрязнения их и других узлов, работающих под вторичным напряжением катушки
зажигания). Ток утечки, являясь дополнительной нагрузкой, не позволяет достичь
расчетного значения напряжения на свечах, что может привести к пропускам в
искрообразовании.
Тиристорные системы несколько сложнее, но они практически не чувствительны
к воздействию указанных вредных факторов, так как обеспечивают намного более
крутой фронт импульса высокого напряжения, на электродах свечи, и поэтому ток
утечки не успевает существенно повлиять на качество искры. В то же время ее
длительность в этих системах не превышает 0,2…0,6 мс, чего по результатам ряда
исследований и практическому опыту авторов бывает не всегда достаточно для
стабильной работы двигателя (и особенно его запуска) в различных режимах и
условиях. Установлено также, что увеличение длительности искры до 1,5...2,0 мс
существенно уменьшает содержание токсичных продуктов в отработавших газах и
повышает экономичность работы двигателя. Вместе с тем при увеличении
длительности искры, как известно, усиливается эрозия электродов свечей и
несколько сокращается срок их службы, однако решающим фактором здесь следует
все же признать повышение надежности работы и экономичности двигателя.
К настоящему времени как
транзисторные, так и тиристорные системы, взятые в отдельности, практически
уже исчерпали возможности существенного улучшения параметров выходного
импульса. Одним из перспективных путей дальнейшего совершенствования
устройств электронного зажигания сейчас, очевидно, следует считать синтез
положительных качеств систем обоих видов в единой конструкции. Попыткой
решения такой задачи как раз и является описываемое ниже устройство.
В своей основе — это
тиристорная система с импульсной зарядкой накопительного конденсатора, поэтому
началу формирования искры в ней свойственна высокая крутизна импульса высокого
напряжения. Однако после разрядки накопительного конденсатора горение искры не
прекращается, а поддерживается еще сравнительно долго энергией, подводимой к
свече практически непосредственно от источника питания (Здесь использованы принцип, разработанный X.
Эвердингом (патент ФРГ № 1.9.65,152, 1969 г.), и конструкция, описанная им в
журнале «Электроник» (11. Ewrding, Elektronisches Zundsystem reduziert
schadliche Abgasc. -"Elektronik". 1476. № I. s. 61—64). Отсутствие каких-либо промежуточных накопителей
для формирования завершающей фазы искры позволяет достичь большой ее
длительности при почти тех же габаритах и энергопотреблении.
Система обеспечивает
стабилизацию амплитуды импульса выходного напряжения в широких пределах
изменения напряжения питания, имеет две ступени защиты от ложных срабатываний
при дребезге контактов прерывателя, защиту от импульсных помех в цепи питания
и возможность переключения на батарейный вариант зажигания. Большинство
элементов устройства размещены на печатной плате с разъемом, который позволяет
быстро заменять ее запасной при возникновении неисправности.
Система обеспечивает следующие параметры импульсного напряжения на катушке зажигания Б-115УХЛ:
Амплитуда
начальной фазы (при изменении напряжения питания в пределах 9...18 В), В ........ 360±5%
Пределы
регулирования длительности искры, мс . . . . . . . . . . 1,2...1.8
Максимальная
частота искрообразования, Гц ...........
300
Ток,
потребляемый от источника питания (при напряжении 14 В и частоте
искрообразования 100 Гц), А . . . 1.7
Система (см. схему на рис.
1) состоит из ждущего мультивибратора на транзисторах V6 и V8, управляемых им
электронных ключей на тринисторе V11 и транзисторах V12 и V16,
трансформатора Т1 с немагнитным зазором в магнитопроводе, накопительного
конденсатора С7 и выпрямителя на диодах V13 и V17.
Рассмотрение процессов
работы устройства целесообразно начать с момента, когда контакты прерывателя
замкнулись после одного цикла замыкание—размыкание. При первом их размыкании
искра не возникает, а происходит только зарядка накопительного конденсатора
(С7), что характерно для всех тиристорных устройств с импульсным накоплением
энергии. Механизм зарядки конденсатора С7 будет ясен из дальнейшего
рассмотрения.
В указанном положении
контактов транзистор V6 мультивибратора будет
открыт базовым током, протекающим через резисторы R5—R8, стабилитрон V3 и
диод V5. Времязадающий конденсатор C3 мультивибратора заряжен от
источника питания через открытый эмиттерный переход транзистора V6 и резистор R8 до
стабильного напряжения (примерно 5 В), определяемого стабилитроном V3 и диодом
V5. транзистор V8 закрыт. Это исходное, устойчивое состояние мультивибратора.
Цепь запуска R1C1R2R3R4V1V2 подготавливается
к работе: конденсатор С1 заряжается до половины напряжения питания с большой
(около 0,6 мс) постоянной времени, определяемой номиналами элементов R2, R3, R4, С1,
в силу чего он за время дребезга контактов прерывателя (не более 1 мс) не
успевает получить заряда, достаточного для запуска мультивибратора.
При размыкании контактов
прерывателя заряженный конденсатор С1 подключается
|
Рис. 1 |
через
резисторы R1 и R2 к диоду VI и он
открывается. Это вызывает кратковременное повышение напряжения на аноде диода
V2 до значения, равного сумме напряжения питания и напряжения на открытом
диоде VI. Поэтому диод V2 открывается, что приводит к глубокому уменьшению
напряжения на базе транзистора V6 и его закрытию. Транзистор
V8 при этом открывается, через открытый диод V7 замыкается цепь положительной
обратной связи ждущего мультивибратора и он переключается в неустойчивое
состояние.
Конденсатор С5, заряженный
до напряжения источника питания, оказывается подключенным к резистору R12
через открытый транзистор V8 и диод V10. Вследствие этого на
резисторе R12 формируется разрядный импульс напряжения, вызывающий открытие
тринистора V11. Ток через открывшиеся транзистор V8 и диод V9
создает на резисторе R11 падение напряжения,
открывающее транзистор V12. Вслед за ним открывается
и транзистор V16.
Накопительный конденсатор С7
через открывшийся тринистор V11 разряжается на первичную обмотку катушки зажигания,
в результате чего на ее вторичной обмотке формируется импульс высокого
напряжения с крутым фронтом. Этот импульс через распределитель поступает к свече, и между ее электродами возникает
искровой разряд.
Одновременно
с этим через открывшийся транзистор ключа V16 и обмотку II трансформатора «Т1
от положительного полюса источника питания начинает протекать ток. Диоды V13 и
V15 в это время закрыты.
Через несколько десятков микросекунд напряжение на
конденсаторе С7 уменьшается до уровня (около 24 В). при котором открывается
диод V15. С этого момента первичная обмотка катушки зажигания подключается
через диод V15. обмотку III трансформатора Т1 и открытый ключ (V16) непосредственно
к источнику питания. Возникающий в этой цепи ток приобретает линейно
увеличивающийся характер, что обеспечивается конструкцией трансформатора Т1.
Вследствие изменения во времени тока в первичной обмотке катушки зажигания в ее
вторичной обмотке наводится ЭДС, которая оказывается достаточной для
поддержания зажженной ранее искры в свече.
В трансформаторе Т1
происходит накопление магнитной энергии. Продолжительность этой основной по
длительности фазы искры определяется временем, в течение которого открыт ключ
на транзисторе V16 и происходит увеличение тока в первичной обмотке катушки
зажигания.
После переключения ждущего
мультивибратора в неустойчивое состояние начинается перезарядка
времязадающего конденсатора СЗ и
напряжение на нем к некоторому моменту уменьшается до уровня открывания транзистора
V6, Мультивибратор скачком возвращается в исходное состояние, транзистор V8
закрывается, следом за ним закрываются транзисторы V12 и V16 и ток в обмотках II
и III трансформатора Т1 резко
прекращается. В результате этого в обмотке I возникает ЭДС самоиндукции,
которая через диоды V13 и V17 заряжает накопительный
конденсатор С7 до напряжения около 360
В. В таком состоянии он будет находиться до момента очередного размыкания
контактов прерывателя. Далее процесс повторяется в той же последовательности.
Временные диаграммы
напряжения и тока в некоторых точках устройства, иллюстрирующие его работу,
изображены на рисунке. Осциллограммы Б и В сняты относительно плюсового
провода питания устройства, И — относительно вывода <ВК» катушки зажигания,
А, Г, Д, Е — относительно общего провода; осциллограмма тока Ж снята в разрыве
цепи коллектора транзистора V16. Вторая осциллограмма И отличается от первой
только более крупным масштабом по оси времени. Момент размыкания контактов
прерывателя обозначен t1 a t2 —
момент возвращения ждущего мультивибратора в исходное состояние. Режим
измерения: напряжение питания Uпит.= 14 В, потребляемый ток
— 0,8 А, частота искрообразования fио.=50 Гц, длительность
искры tи= 1,5 мс.
Напряжение на накопительном конденсаторе С7
стабилизируется следующим образом. При увеличении напряжения питания время
протекания тока через транзистор V16 уменьшается вследствие .ускорения процесса
перезарядки конденсатора СЗ. Поэтому, несмотря на некоторое ускорение нарастания
тока в обмотках II и III трансформатора, к моменту
выключения его значение остается близким к номинальному. ЭДС, наводимая в
обмотке I и заряжающая конденсатор С7, также поддерживается на прежнем уровне.
Линейность увеличения тока способствует улучшению стабилизации.
График зависимости напряжения на конденсаторе С7 от
напряжения питания показан на вкладке. На обмотке IV трансформатора Т1
образуется напряжение, частично компенсирующее напряжение насыщения транзистора
V12. Это позволяет достичь более полного открывания ключевого транзистора V16
и повысить КПД ключа.
Диод V2 с помощью делителя R3R4 закрыт, и запускающий
импульс должен по напряжению обязательно превысить половину напряжения питания.
Это вместе с относительно большим значением постоянной времени цепи запуска
повышает помехозащищенность системы. Кроме того, сигнал с эмиттера транзистора
V16, поступающий через резистор R14, способствует удержанию
мультивибратора от ложного переключения до окончания процесса формирования
искры. Стабилитрон V4 служит для ограничения импульсных помех, которые
могут возникнуть в бортовой сети автомобиля при работе стартера, различных
реле, электродвигателей и вызвать сбои в работе ждущего мультивибратора.
При необходимости более надежной зашиты от помех
систему можно дополнить LC-фильтром, включив дроссель (например, Д3-0,3-0,16)
в разрыв плюсового провода питания в точке L, а оксидный конденсатор
(500,0х25 В) — между левым по схеме выводом дросселя и общим проводом.
Параллельно этому конденсатору желательно подключить еще один, емкостью около
0,03 мкФ (КМ, КЛС).
Систему очень легко
дополнить ограничителем частоты вращения коленчатого вала двигателя. Его
функции будет выполнять цепь запуска, если увеличить сопротивление резисторов
R3 и R4 до значений, при которых постоянная времени цепи C1R2R3R4 будет
равна примерно трети периода расчетной частоты искрообразования.
Общий вид устройства без
кожуха показан на вкладке. Оно смонтировано на стальной скобе, согнутой из
полосы шириной 86 и толщиной 2 мм. К одной из полок скобы снаружи прикреплен
дюралюминиевый радиатор размерами 86х50х6 мм с транзистором V16. К
внутренней стороне другой полки скобы привинчены трансформатор Т1 и разъем XI
(типа РП-10) для подключения системы. B средней части скобы
укреплены накопительный конденсатор С7, стабилитрон V14, резистор R15 и
гнездовая часть разъема РППМ1-23, в которую включена ответная часть с
закрепленной на ней монтажной печатной платой.
Печатная плата изготовлена
из фольгированного стеклотекстолита толщиной 2 мм. Чертеж платы представлен на
рис. При сборке системы в целом, и особенно при монтаже печатной платы,
следует учесть, что это устройство будет работать в тяжелых условиях
(значительная вибрация, повышенные температура, влажность и запыленность).
Поэтому необходимо обеспечить надежное жесткое крепление всех деталей и узлов,
хорошее отведение тепла и т. д.
Трансформатор Т1 собран на магнитопроводе ШЛ16х25 с
немагнитным зазором 0,35 мм. Арматуру трансформатора следует доработать с
тем, чтобы элементы магнитопровода можно было стягивать винтами. Обмотки
наматывают в порядке их нумерации с обязательной межслоевой и межобмоточной
изоляцией. Обмотка I содержит.850 витков провода ПЭВ-2 0,2; II и III — по
40 витков провода ПЭВ-2 1,2 и 0,9 соответственно; IV-2-3 витка провода ПЭВ-2
0,5.
Резистор R7 –
СП3-1б, конденсатор С6 — слюдяной, СГМ, а С7 — металлобумажный, МБГЧ, оба на
номинальное напряжение 750...1000 В. Некоторый запас по напряжению этих
конденсаторов необходим для уменьшения тока утечки в паузах между импульсами
зарядки. По этой же причине тринистор V11 желательно подобрать
Рис. 2
Рис. 3
на такое же напряжение включения и ток утечки не
более 0.1 мА. Этому условию, как правило, удовлетворяют тринисторы КУ202М и
КУ202Н.
Вместо КТ352Б можно
использовать также транзисторы серий КТ501, КТ350. КТ351. КТ208, КТ209, КТ375,
КТ313, КТ345; вместо КТ815Б — любые из серий КТ801, КТ630, КТ817. Диоды Д310
можно заменить любыми импульсными или универсальными с допустимым максимальным
выпрямленным током 50... 100 мА. Вместо КД202Р (V13 и V17)
можно применить диоды КД105Г.
При необходимости замены
транзистора ГТ806А следует учесть, что от таких его параметров, как время
выключения и напряжение насыщения, в решающей степени зависят выходное
импульсное напряжение системы и энергия искры. Кроме того, транзистор должен
иметь значение максимального допустимого постоянного тока коллектора (в непрерывном
режиме), близкое к амплитуде импульса тока, равной в описываемом устройстве
примерно 20 А. По указанным причинам наиболее предпочтительны в ключе
германиевые транзисторы указанной серии (ГТ806). Очень хорошие результаты были
получены с транзисторами серии 1Т813. В случае применения кремниевых
транзисторов, например, серий КТ818, КТ835, КТ837, желательно включать их по
два параллельно.
При монтаже блока электронного зажигания на
автомобиле следует стремиться к минимальной длине соединительных проводников;
сечение их не должно быть менее 1,5 мм2. Для присоединения
устройства удобно использовать кольцевую монтажную планку из толстого
стеклотекстолита, укрепляемую на зажимах катушки зажигания и имеющую три
дополнительных винтовых зажима. Блок соединяют с планкой шестипроводным жгутом
с штыревой частью Х1.1 разъема XI (РП-11). Рядом с блоком размещают еще одну
гнездовую часть разъема (X1,3), служащую для переключения зажигания на
батарейный вариант. Для этого достаточно переставить штыревую часть Х1,1 из
гнезда X1,2 в гнездо Х1,3. Использование переключателей для этой цели
нежелательно. Схема подключения блока к системе электрооборудования автомобиля
показана на рис. 2.
Безошибочно собранное из
исправных деталей устройство, как правило, в налаживании не нуждается. При
использовании вместо ГТ806А других транзисторов для улучшения параметров выходного
импульса можно попробовать подобрать число витков обмотки IV трансформатора Т1
в пределах от 1 до 6. В первое время эксплуатации устройства необходимо
контролировать температуру катушки зажигания и, если она перегревается,
уменьшить длительность искры резистором R7.
Описанная система может
работать и с любым бесконтактным датчиком, необходимо лишь обеспечить
требуемые параметры запускающего импульса на базе транзистора V6. При
этом элементы Cl, R1, VI могут быть исключены.
При отсутствии мощных высокочастотных р-n-р транзисторов ключ можно
собрать по упрощенной схеме, показанной на рис. 3, однако при этом потребуется
изоляция корпусов мощных транзисторов от радиатора и несколько снизятся
выходные параметры устройства.
Если система будет работать
на автомобилях серии ВАЗ, у которых катушка зажигания не имеет ограничительного
резистора Rдоб (рис. 2), то схема подключения блока существенно
упрощается. Число контактов в разъемах Х1.1—Х1.3 и на монтажной планке, а также
число проводников в соединительном жгуте уменьшаются до четырех.
А. ШТЫРЛОВ, В. ВАВИНОВ
Звездный городок Московской обл.
РАДИО
№7, 1983 г.
КОМБИНИРОВАННАЯ
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ